На связи с городом

Дом на Ленинградской, 21: переплетение эпох и судеб в сердце Самары

Сегодня в доме №21 на Ленинградской 15 обычных квартир. За их стенами — уникальная история: от дворянских приёмов до военных совещаний, от классических форм до конструктивистских линий — каждый кирпич здесь хранит память о прошлом. 

Автор: Ольга Никитина
Автор фото и видео: Юлия Зиганшина

История города — в архитектуре

Этот дом похож на многотомное произведение. Каждый том погружает читателя в захватывающую историю нашего города, рассказывает о предпочтениях и нравах того времени через призму архитектурных стилей, меняющихся социальных потребностей и новых технологий. Для краеведов и современников эта «книга» интересна открытым финалом: сохранилась возможность представить варианты судеб выдающихся людей, проживающих в доме, и дописать историю здания.

Здание построено в конце XIX века как двухэтажный особняк. Два нижних этажа напоминают современникам о сдержанном стиле архитектуры той эпохи. Несмотря на похожую строгость и лаконичность двух этажей надстроенных позже, разные стили заметны даже обывателю. Архитекторы того времени не стремились к единообразию в одном ансамбле. Напротив, в моду вошла эклектика, которая позволяла в одном сооружении использовать различные формы, причем в любых сочетаниях.

За время существования, дом претерпевал изменения, отражающие не только ключевые этапы развития российского зодчества, но и социально-экономическую ситуацию в стране.

Роман с открытым финалом

О судьбе первоначального владельца — Николая Афанасьевича Кисловского – известно немного и только до начала нового политического строя: прихода к власти большевиков. Сведения о нем обрываются не потому что засекречены, а, как объясняют самарские краеведы, – из-за отсутствия внимания к его персоне. С одной стороны Кисловский был достаточно знаковой фигурой того времени – гласный городской думы, почетный мировой судья, муж дочери влиятельного помещика. Вместе с тем для историков того времени он был рядовым чиновником и вершителем судеб только на момент болезни или отдыха действующего судьи.

Достоверно известно, что Николай Афанасьевич вступил в новое революционное время уже без супруги, которая умерла в 1882 году. Позволили ли Кисловскому встретить глубокую старость и уйти в мир иной из своего дома или он был выселен, не известно: это история пока с открытым финалом.

С приходом революции особняк из семейного родового гнезда превратился в одно из мест военной инфраструктуры. Здесь разместились штаб Красной Армии и агентурные службы. Стены дома помнят комиссара 4-й армии Гавриила Лейтензена-Линдова — близкого соратника Ленина. Этот период сделал здание свидетелем бурных событий Гражданской войны. 

Сюжетный поворот XXI века

Во второй половине XX века здание обрело более современный вид. А в XXI веке дом преобразился с помощью проекта «На связи с городом».

На двух технических шкафах компании «Ростелеком», расположенных по улицу Степана Разина, появилось изображение, рассказывающее об истории этого места: дом Реутовских и вид на Панскую улицу — как тогда называлась Ленинградская.

«Горожанам и гостям города будет интересно посмотреть, каким этот спуск был 120 лет назад. В центре изображения – большой кирпичный дом. Это здание Главпочтамта, позднее реконструированное и приобретшее черты стиля модерн. Дом Реутовских, что в левой части этого фото, интересен тем, что в нем некоторое время жил великий князь Николай Романов», — рассказал  самарский краевед Андрей Артемов.

Рисунок на шкафы нанес самарский художник Кирилл Зырянов. Он же готовил эскиз к этому изображению.

Кирилл рассказал, что давно занимается историей Самары и это уже стало не просто увлечением, а предметом профессионального интереса.

«Еще учась в институте, я писал дипломную работу «По старым улицам Самары». Я здесь вырос, учился, поэтому тема мне очень близка. У меня в архиве хранится более трех тысяч фотографий старого города, которые я сделал сам 12 лет назад, — рассказал художник.

Поэтому когда Кириллу предложили расписать шкафы на здании в историческом центра города, с радостью согласился: «Хочется сохранить память о достопримечательностях старой Самары».

Изображение выполнено с использованием оттенков коричневого — охры и сепии, — все, как на старинных снимках. Кроме эстетической, рисунок представляет и историческую ценность. На нем изображена первая радиоантенна, появившаяся в Самаре в конце XX века.

Но вернемся к Николаю Константиновичу Романову. Племянник императора Александра II, он первый из Романовых, кто получил высшее образование — по своей инициативе с серебряной медалью окончил академию Генерального штаба. Любимец семьи, которому прочили успешную карьеру. Однако его будущее сложилось иначе: за неподобающий князю проступок, причиной которому была  авантюристка Фанни Лир, родственники сослали его в Оренбург. Здесь князь обвенчался с 16-летней дочерью оренбургского полицмейстера, чем поверг в гнев знатную семью. Слухи об этом дошли до Санкт-Петербурга, и князю было велено переехать в Самару. Его жена Надежда Александровна последовала за мужем, и родила в нашем городе правнука императора Николая I, которого назвали Артемием.

В городе на Волге князь вел себя скромно и сыграл немаловажную роль в культурном просвещении самарцев. Он основал общество любителей музыкального и драматического искусства и заложил основы краеведческого музея, передав ему первую коллекцию – 14 вещей из «одежды и принадлежностей туркмен», привезенных из масштабного среднеазиатского путешествия, вошедшего в историю как «Самарская ученая экспедиция».